opsquick


Олег Смолий

страничка русского фотографа


Previous Entry Share Next Entry
БЕРИНГИЯ-2011. Впечатление фотографирующего волонтера.
opsquick


Главное событие камчатской зимы - традиционная гонка на собачьих упряжках «Берингия». Всё началось в январе 1990 года, когда влюбленный в Север человек, Александр Печень, задумал и организовал первую на Камчатке гонку на собачьих упряжках — «Берингию». Гонка была всего 250 км, но это было начало. Уже следующая «Берингия», в 1991 году, прошла 1980  км и зарегистрирована в «Книге Рекордов Гиннесса», как самая протяженная в мире. С 2001 года традиционным стал маршрут 950 километров, от Эссо до Оссоры, который проходит по пересеченной местности, снежным просторам тундры и лесотундры, берегам Охотского и Берингового морей, преодолевает Срединный хребет через сложный и красивейший Карагинский перевал и по пути заходит в удаленные труднодоступные поселки эвенов, ительменов и коряков: Анавгай, Хайрюзово, Усть-Хайрюзово, Ковран, Седанка, Тигиль, Воямполка, Палана, Лесная, Карага. Для жителей этих населенных пунктов Камчатского края «Берингия» стала настоящим праздником, самым ярким культурным событием.

Гонка «Берингия» всегда была не только спортивным мероприятием, а являлась продолжением вековечных традиций Севера. Идея гонки в духе северной экспедиции, слаженности, взаимопомощи и дружбе участников, в возрождении и развитии ездового собаководства, в поддержании традиционного образа жизни и национальных культур коренных народов Камчатки.

Берингия доставляет в национальные поселки гуманитарную помощь, книги и кинофильмы, школьные принадлежности и игрушки, медикаменты и витамины. В проведении экспедиции и помощи населению участвуют выбранные из многочисленных желающих добровольцы. Православный священник, участник гонки, несет жителям маленьких поселений Слово Божие. Местные администрации и школы-интернаты всегда с нетерпением ждут и радостно встречают каюров, как самых дорогих гостей. Встречая «Берингию», северные поселки скидывают оцепенение долгой зимы, одеваются в яркие национальные одежды, самобытные национальные коллективы устраивают полные эмоций концерты.

В «Берингии» участвуют как профессиональные каюры, так и обычные люди - рыбаки, охотники, учащиеся и даже пенсионеры. Возраст участников не ограничивается - на трассу выходят и настоящие старейшины шестидесяти пяти лет и успешно проходят всю трассу, передавая свой бесценный опыт молодым участникам.

Сделать легкую и прочную нарту, шедевр народной инженерной мысли, из березы и веревки, без единой металлической детали — это искусство. Но еще сложнее искусство подготовки упряжки. Выбор и воспитание десятка выносливых и умных собак, обучение командам двух-трех передовиков, способных повести за собой упряжку, не сбиться с пути в пургу, вовремя остановиться, если хозяин отстал на сложном препятствии. Хорошие проверенные упряжки люди Севера используют в повседневной жизни - ходят на охоту и рыбалку, ездят к соседям в других поселках.

Участниками «Берингии» стали не только камчадалы, но и жители других регионов Севера, и даже знаменитые каюры из других стран.

Рожденная идеями энтузиастов, живущая уже третье десятилетие, Берингия прошла испытание временем, трудностями и тяжелейшими климатическими условиями, и стала значимым событием для всего Севера России.


Сейчас, по традиционному маршруту, Берингия длится порядка трех недель, бывает дольше, в зависимости от погодных условий. Поскольку это северные тундры, бывают такие метели, что и в паре метров ничего не видно, и тогда приходится задерживаться на стоянках еще день или два. Дневные переходы очень большие, по 50-70, бывают даже до 100 км.



Собачек в упряжки берут самых выносливых, и они бегут со скоростью 10-12 км/ч при нормальных условиях. Каждая упряжка, по правилам гонки, от 5 до 16 собак. В упряжке есть вожак, который держит всю стаю. Своими наставлениями, в том числе зубами, подгоняет ленивых и притормаживает особо ретивых, и есть передовик, который отлично знает как идти, который ведет упряжку. Собачья упряжка - средство передвижения для Севера необычайно полезное, уже потому, что если каюру (каюр - это человек, хозяин и погонщик упряжки) случается заблудиться, то он может положиться на своих собак, а собаки обязательно приведут его к человеческой стоянке - к оленеводам или в поселок. Сами понимаете, заблудиться или сломаться на современном техническом транспорте значительно опаснее. Известны случаи и на гонке Берингия, когда начиналась пурга и кто-то из гонщиков пропадал из виду, но к вечеру все собирались где нужно, потому что их приводили собаки.

Собаки Севера Камчатки воспитываются в тяжелых природных условиях и в повседневном нелегком труде с человеком, и выглядят иногда сурово. Некоторые хозяева на лето отпускают собак на какой-нибудь необитаемый островок без присмотра, а к осени забирают результат естественного отбора, чтобы получить такую необходимую выносливость. Это серьёзные собаки. 

С началом Берингии энтузиасты нашли еще сохранившихся собак камчатской породы, привезли хаски, привезли ездовых собак из Аляски. Один из участников, интересный увлеченный человек, чтобы научиться ездовому делу, провел в 90-х два или три года на Аляске, откуда привез собак для развода. И сейчас в большинстве упряжек собаки - смесь всего лучшего, что удалось найти и вывести кинологам Камчатки.

Гонка проводится на деньги спонсоров, в ней участвует волонтеры, многие со своими снегоходами. Участие в гонке бесплатное. Организаторы умудряются добывать средства даже на вертолетные перевозки. На вертолетах доставляют некоторых участников вместе с собаками и нартами из их поселков на место старта и с места финиша обратно домой, на вертолетах же доставляют некоторых волонтеров с их снегоходами. Организаторы и добровольцы - сплоченная рабочая команда. Попадая в такую команду, радуешься знакомству с хорошими и сильными людьми.

Все фотографии здесь сделал на Берингии в марте 2011 года, когда в роли волонтера и одновременно фотографа прошел с участниками три недели, от Эссо до Паланы.

На титульной фотографии типичный пейзаж, в котором движется гонка. Здесь Север, тундры и сопки. Часть пути проходит по льду рек и озер. В этом году не повезло с погодой - была ранняя оттепель в феврале, а потом ударили крепкие морозы. Снег, где остался, превратился в мощный и тяжелый наст. Собачки ранили лапки, их лечили, надевали специальные носочки, некоторых собачек приходилось списывать в санитарный поезд, чтобы не повредить больше. Во время гонки действует правило: если собачка не может работать на дистанции, то такую собаку нельзя отпускать бежать рядом с упряжкой, ее нужно везти на нарте, пока на финише участка не сдашь в санитарный поезд.


Лиза Штрекер, немка из Фрайбурга, человек, любящий Россию и Камчатку, очень хорошо говорящая по-русски. В этом году Лиза участвовала в Берингии первый раз, собирается в 2012 году участвовать снова. Замечательный человек, познакомились мы с ней забавно. Она тренировалась перед гонкой, собаки ее упряжки сцепились с собаками другой упряжки, Лиза бросилась разнимать, ей покусали руки. Я случайно оказался рядом, а у меня с собой в рюкзаке всегда есть мини-аптечка (перекись, зеленка, пластырь, бинт и прочие нужности). Промыли раны, обработали, забинтовали-залепили, так и познакомились. Поскольку мы подружились, несколько фотографий здесь именно с Лизой.

Еще о собаках. Собаки одной упряжки - это крепкая стая, могут подраться с другой стаей-упряжкой. И как одно из напутствий фотографам - нужно вести себя очень аккуратно. Если вожак на вас кинется, то кинется и вся стая. Один интересный камчатский фотограф, Витя Гуменюк, лет 8 или 9 ездил снимать Берингию, тоже давал мне несколько напутствий, как более опытный коллега новичку. Одно из напутствий: вот упряжка номер Х, очень злые собаки. Держись подальше. В прошлом году именно они, упряжка Х, на меня, я назад, вдруг по пояс в снег, и никуда уже не деться. Вот, минус шапка, минус куртка, минус штаны, минус рукавицы… А сам? - сам цел :)

Был смешной случай и у меня, тоже бросались собаки. Хотел снять с нижней точки на широкий угол, это требует подойти довольно близко к проходящим упряжкам, а в творческом порыве почти не думаешь об опасности. Собаки бросились, успел отпрыгнуть, обошлось. Так было несколько раз, я заметил опасного вожака и стал внимательнее. А позже в тундре случилась проблемка, сломались одновременно нарта с грузом и снегоход - горючка, корм, еда, палатки, печки - все это возится снегоходами на грузовых нартах и на вездеходе. Я тоже ездил на снегоходе с добровольным снегоходчиком, причем замучал его большими расстояниями, чтобы раз за разом уйти вперед гонки, найти хорошее место для съемки, отснять упряжки, потом снова обойти гонку и найти новое место для съемки. Так вот, поломка нарты и снегохода у идущих впереди ответственных за разбивку лагеря. Встречаемся, тут у них еще и собачки с битыми лапками на санитарной нарте. Надо быстро перераспределить груз, собачек на санитарном нарте, оставить кого-то чиниться, и двигать дальше, чтобы кому-то раньше прийти на контрольный пункт, разбить лагерь, приготовить еду и корм. Был один из руководителей, он мне: “Ты быстро вот на эту нарту с грузом верхом садись, и держи в руках этого пса, ему нельзя в нарту с остальными - задирается. Держись, цепляйся в нарту, держи его чтобы не вылетел и двигайте дальше”. Прыгнул, вцепился, зверя обхватил покрепче, понеслись. А скорости большие, в районе 70, кочки под снегом, чудом держишься, ногами вцепишься в нарту, швыряет-кидает … Пес сразу почувствовал, что к нему с добром, сначала морду мне на колено положил, потом на плечо, потом еще и лизнул благодарно. Я же тоже в запале, все быстро, спешка, даже и не обратил внимание, что за зверя вручили, а приехали на стоянку, сдаю ветеринару, а сам узнаю - это ж тот самый вожак, который на меня несколько раз бросался. Ну, доброе слово и кошке хорошо, а собаке тем более :)




Со старта на очередную дистанцию. Часто именно в таких погодных условиях проходит гонка: снег, то сильнее, то слабее.



Снова Лиза, рубит мороженный корм собакам. Кстати, весь корм мы везли с собой. Много мороженной рыбы, а раз это Камчатка, то и рыба не простая - нерка, чавыча, кижуч, горбуша. И себе тоже жарили.



Готовка вечерней кормежки, и напряженное ожидание ужина :)

Кстати, с нами начальную часть пути, когда груза было больше, шел вездеход, на нем везли наиболее тяжелые грузы - бочки с горючкой и мороженный корм в брикетах.

Стоянки для ночевок были разные. Были дикие, например какой-нибудь охотничий домик, в нем организовывали кухню и столовую, там же в тепле спали женщины, мужики все в палатках. А были стоянки цивильные, в поселках. Спортзал, школа и тп. На кадре как раз культурная стоянка, когда мы спали в спортзале школы поселка Верхне-Хайрюзово. 

Замечу, что многие поселки настолько изолированы, что в них можно попасть только вертолетом, снегоходом, на упряжке, к некоторым подойти морем. Тот же Ковран, на пути Берингии, известный своей вкусной корюшкой, а еще и знаменитым национальным ансамблем “Эльвель”, бывает долго изолирован от мира, потому что из-за плохой погоды не могут летать самолеты и вертолеты. Но к более крупным, Тигиль, Палана, уже подходят дороги. Не всегда для легковушек, местами только зимние, но дороги есть.



Какую-то часть пути, уже с середины, когда появился зимник в тундре, с нами шел трехосный камаз с кунгом. Он заменил вездеход, и тоже вез корм и горючку.


Типичный вожак. Нормальный рабочий пес, серьезный зверь, это он меня оценивает, хороший ли человек, вкусный ли, подпустить ли его с огромной телепушкой на фотокамере. От его взгляда, конечно, идет мощная жизненная энергетика.




Собаки сильно уставали - сложные переходы в таких условиях, когда наст, и за месяц до гонки один из вулканов накидал пепла, дорога стала как наждачка, лапки страдают. Этот пес приподнялся осмотреться, тут же стоя заснул, и после моего кадра сразу упал :)



Пережидаем непогоду, на два дня задержались в поселке Ковран. Было не ясно, ослабнет или усилится снег. Кстати, мы говорим про собак: “привязывать”, а на Севере говорят: “навязывать”.



Обязательная вечерняя песня. Певцов в упряжках много, поют по ночам иногда захватывающе, перепевают друг-друга.



А этот кадр сделал в вертолете, летел со снятыми с гонки собачками. Такая вот нежность у них бывает. И третий вроде не лишний.


Половина груза, перевозимого обозом Берингии - это гуманитарная помощь в поселки. Гуманитарку собирают спонсоры, жители и школьники Петропавловска, даже администрация края. Книжки, тетрадки, фломастеры, краски, игрушки - всевозможная помощь для детей в поселках, для школ и детских садов. Эта фотография из ительменского поселка Ковран. Ительмены - когда-то большой и сильный народ, отличающийся от всех наших северных народов тем, что они похожи на индейцев. Сами ительмены так и считают, что они индейцы. Есть интересные факты, по которым выходит, что у ительменов генетическое сходство с малазийцами. Причем, помимо генетического сходства, у них такие же лодки, как у малазийцев, и много других похожих предметов быта и труда. Как и когда они пришли на Камчатку - никто не знает. Но у них есть легенды, в которых отражается их приход из какого-то далекого и жаркого края. Во времена освоения Камчатки казаками ительменов было много, самый большой камчатский народ. Еще недавно, в 70-80-е годы прошлого века их оставалось 20-25 тысяч, сейчас их можно насчитать только тысяч 5-10, и большинство живет в поселке Ковран. Ительменский ансамбль “Эльвель” из Коврана известен не только на Камчатке, но и в остальной России, и за ее пределами. Они часто гастролируют, их зовут на национальные праздники во всем мире. У них необыкновенно зажигательная музыка и выразительные танцы, их же с радостью встретил на ярмарке “Сокровища Севера” в Москве на ВДНХ. Так вот, в поселке Ковран есть верующие - они православные с времен казачьего освоения, а вот церкви и батюшки нет. Один из гонщиков, каюр, это отец Владислав (в миру Ревенок), батюшка из поселка Эссо, где стартует гонка. Отец Владислав в поселках проводит богослужения, и везет гуманитарную помощь от церкви. Например, он привез православную литературу, причем на ительменском языке. Здесь на фотографии маленький ительмен на службе батюшки Владислава в обычном жилом доме.



Отец Владислав. В большом поселке Тигиль жители своими руками построили церковь, сейчас завершается внутренняя отделка. Но в Тигиле тоже священослужителя нет. Отец Владислав ездит по таким поселкам и несет Слово Божие людям. Очень интересный человек. Миссионер, и при том спортсмен-каюр. В шутку его спрашивают про азарт, говорит: “Азарт - это грех”. “А как же спорт ?” - спрашивают дальше. “Ну, спорт - это же спорт!” - улыбается. Долгое время он шел в лидерах гонки, на финиш пришел вторым, пройдя всю трассу всего за 93 часа, а это больше 10 км в час на участках самой сложной по малоснежным и погодным условиям Берингии за многие годы.



Собаку никто в бочку не засунул, это он сам в поисках перекусить.

Вообще живут люди в поселках бедно. Занимаются охотой и рыбным промыслом. Край богатый, и если бы у них была возможность сбыта рыбы и зверя, то жили бы не бедно, и страну обеспечивали экологически чистым продуктом. Но дорог нет, или дороги слишком тяжелые, и власти не озабочены обеспечением этого района коммуникациями.



Зрители, маленькие жители поселка, на финише очередного участка гонки. Детей в поселках любят, детей много. В школах и детских садах уютная домашняя обстановка, добрые отношения между детьми и учителями.

Как уже говорил, в каждом поселке встречали концертами. Ансамбли были и взрослые, и детские. Для жителей Берингия - событие года, весеннее пробуждение. Детки в ансамблях милые и интересные. Возможно, близость к природе и необходимость труда в семье делает их немного отличными от детей в больших городах. В чем-то они проще, в чем-то серьезнее и взрослее.



Здесь в фотографиях встречаются три местные национальности - коряки, эвены и ительмены. На этой фотографии артистка из ансамбля эвенов. Вообще с поездками по Северу все больше убеждаюсь - наши северные народы очень симпатичные.



Ительменская девочка готовится к концерту, волнуется.

Вот, пожалуй, и все, что хотелось показать. В этой экспедиции много снимать не удалось, я ведь был волонтером, и работал вместе с остальными добровольцами по обеспечению гонки, часто в ущерб фотографированию. Пришлось становиться и грузчиком, и счетчиком-учетчиком, и прочие рабочие профессии осваивать. Но не жалею. Совместная работа позволила стать своим, стать членом команды, в которой собрались интересные люди Камчатки.

Записано по аудиозаписи моего выступления в Русско-немецком Доме в Москве 12 октября 2011г.
Олег Смолий, tuk-tuk@ops-photo.ru



  • 1
Очень необычный опыт, интересно не только смотреть, но и читать! Спасибо!!!!

спасибо за интерес :)

О! опять этот мой любимый пёс - голубоглазое чудовище ))))
Спасибо, Олег! всё очень интересно и приятно посмотреть.

да, зверюга хороший.
Спасибо, что заглянули!

Жму руку c большим с уважением.
Привет от Анатолия Страхова))) Был на днях в гостях))
Всеволод

Спасибо за мнение! Спасибо за привет - мы с ним тоже немного винцом баловались недавно :)

Спасибо за живой рассказ и интересные факты.

Здорово. Жалею, что пропустил доклад в РНД. тихо завидую. Чувствую - красиво.

Еще есть о чем поговорить, в том числе в РНД :)

Да...Очень интересная статья, захотелось побывать там в Бирингии :) Фотографии как всегда смотрю с большим удовольствием, супер.....

Спасибо :) Побывать - волонтером!

Олег, большое спасибо за расскааз - прочитал и посмотрел с огромным удовольствием.
Сильные люди. И те, кто участвует в Бернигии, и те кто просто живут на Камчатке. Все больше убеждаюсь, что для них изоляция это не только источник бедности, но и источник огромной внутренней силы. Простой городской житель часто не способен понять, как они там выживают. А они ведь не выживают, они живут.

В очередной раз понял - надо срочно осваивать Камчатку.

Спасибо, Антон!
Надо осваивать :) Причем, судя по твоим фотографиям и рассказам, не истоптанные туристические тропы :)

!!!!!!!!!!!!))))))))))))

Денис, рад видеть Вас у себя :)

Олег привет!10 февраля у нас в ПИТЕРЕ открывается наша выставка.бЕРИНГИЯ ДУХ СЕВЕРА

Привет!
Хочу к вам на открытие :)
Подробности (можно в личку или на opsquick@gmail.com)!

(Deleted comment)

Re: спасибо...

Спасибо Вам за внимание :)

Большое спасибо за рассказ и фотографии. Много противоречивых мнений слышала о Берингии: и что фарс, и что отмывание денег. А взгляду изнутри верю. Верю, как всему хорошему. Потому что не понаслышке знаю северных людей. Наверное, всё плохое в холоде отмерзает само собой :)

Кстати, интересная деталь: на фото со службы на заднем плане дядя в свитере с оленями. Традиционный, можно сказать, кавказский узор, очень популярный. Вот такая интеграция мне по душе, когда шерсть южных овец греет северных людей. Когда северная открытость шокирует южных людей (это тоже не понаслышке). Когда взаимно.

Спасибо, Женя, за интерес и хороши слова!
А про свитер и узор интересно замечено!
Кстати, похожие узоры видел на аппликациях из шкуры у нивхов

Спасибо Вам!! Очень живой и нтересный отчёт! Мне кажется, что гонка Берингия- это отдельный мир...

И Вам спасибо!
Знаете, да, отдельный мир. Со своими законами и взаимоотношениями. Условия тяжелые, опасные, и люди собираются умные, смелые и сильные. Главное - люди с огоньком внутри, яркие.

Нереально круто!

Очень интересно, захотелось в такую поездку! Спасибо!

Скоро, уже совсем скоро, в начале марта, очередная Берингия :)
Спасибо за внимание!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account